Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
К сожалению, в нашей стране, как было отмечено на первой Российской Ассамблее, посвященной проблемам здоровья населения, наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка ленивым. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка.
Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [22,с.37]. Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Физическое развитие тесно связано с возрастными особенностями детей. В связи с этим и определяются конкретные задачи, содержание, методы и средства физического воспитания в раннем дошкольном и школьном возрасте, а также преемственная связь между ними.
О значении физического развития говорится в трудах выдающихся педагогов: Я.А. Коменского, Е.А. Покровского, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко.
В ФГОС дошкольного образования уделяется большое внимание вопросам физического развития детей дошкольного возраста. В образовательной области «Физическое развитие» определена главная задача воспитания и образования детей - гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья. Это определяет для дошкольных учреждений новую задачу: создание единого процесса взаимодействия педагога и воспитанников, в условиях которого органично переплетены разные образовательные области, а в итоге у каждого ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения сформировано представление о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.
Перед дошкольным образованием стоят задачи охраны и укрепления здоровья детей. Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой взрослых. В свою очередь, родители, педагоги и тренеры должны найти оптимальные виды двигательной активности для успешного укрепления здоровья детей и приобщения ребенка к регулярным занятиям физической культурой с первых дней жизни. Многие исследователи (З.Л. Венкова, Т.Э. Токаева, В.Г. Алямовская, Ю.Ф. Змановский, Т.И. Осокина) отмечают, что потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Актуальность данной темы исследования обусловлена отсутствием рациональных методов и средств формирования физического развития детей дошкольного возраста. Встает проблема исследования: как формировать физическое развитие детей дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать результативность использования методов и средств обучения в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс обучения физическому развитию детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и средства использования физического развития в обучении детей дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть сущность понятия «физическое развитие»
2. Определить методы и средства использования физического развития в обучении дошкольного возраста.
3. Разработать серию конспектов занятий по физическому развитию детей дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста
1.1 Сущность понятия физического развития
Физическое развитие выступает объективным показателем состояния здоровья населения. Забота о физическом развитии детей дошкольного возраста приобретает значимость для всей последующей жизни человека.
В литературе встречаются разные определения понятия «физическое развитие», основным компонентом этого понятия является термин «развитие». Рассмотрим подходы к его определению.
А.В. Коротаев, А.С. Малков, Д.А. Халтурин в самом общем виде под развитием понимают процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования [10, с.38].
А.А. Реан развитием человека называет процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека [14,с. 56].
К определению понятия «физическое развитие» также существуют разные подходы ученых и практиков. Авторами определяется понятие «физическое развитие» в узком и широком смыслах.
Физическое развитие в широком смысле рассматривали В.П. Дудьев, А.В. Кенеман, В.И. Козлова, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, Д.В. Хухлаева и другие.
Физическое развитие, по определению Э.Я Степаненковой, - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и т.п.) и биологического созревания ребенка в определенном периоде детства.
Ж.К. Холодов определяет физическое развитие как процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей [9, с.45].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2018. - 207 с.
2. Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. - М., 2019. - 346 с.
3. Громова, О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.
4. Давыдов, В.Ю. Влияние физических упражнений различной направленности на организм детей дошкольного возраста / Физическое воспитание дошкольников: Сб. науч. тр. обл. науч.-практ. семинара по физ. восп. детей дошк. учреждений (20-23 ноября 2001г.).- Волгоград, 2018. - С. 13-28.
5. Дегтярев, И.П. Физическое развитие. - Киев, 2020 - С.23-48
6. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2018. - 160 с.
7. Екжанова, Е.А. Об особенностях организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида / Е.А. Екжанова // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М., 2021 - С. 66-69.
8.Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 2019. - 128 с.
9. Змановский, Ю.Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание. -2017. - № 6.- С. 11-17.
10. Кенеман, А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М: Просвещение, 2019. - С.45.
11.Кистяковская, М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М: Педагогика, 2018.- С.113.
12. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях.- М., 2019.- С.225
13. Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. заведений/ Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, - М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 352 с.
14. Кудрявцев, В.Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления / В.Т. Кудрявцев // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов. - под ред. Т.И. Оверчук. - 2-ое издание. Исправл. и дополн. - М.: ГНОМ и Д, 2019. - С. 84-92.
15. Кураев, Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2018. - 146 с.
16. Микляева, Н. В. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. - М. УЦ «Перспектива», 2018.
17. Мир детства: Дошкольник / под ред. А. Г. Хрипковой.- М.: Педагогика,2017.- 256 с.
18. Погадаев, Г.И. «Физкульт-Ура!» Физическая культура дошкольников. Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса, 2018. - 96с.
19. Празников, В. В. Закаливание детей дошкольного возраста.- М., 2018. - 167 с.
20. Рунова, М. А. Формирование оптимальной двигательной активности // Дошкольное воспитание. - 2020. - № 6. - С.19.
21. Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.24.
22. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ.в. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 368 с.
23. Степаненкова Э. Я Методика физического воспитания. - М.: 2019. - 405 с.
24. Студеникин, М. Я. Книга о здоровье детей.- М., 2017.- 106 с.
25. Тарасова, Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. - М., 2018 - 231 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
27. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе: Программа и методические рекомендации. - М.: Школьная пресса, 2018. - 64с.
28. Хата, З. И. Здоровье человека в современной экологической обстановке.- М.,2019.- С.363.
29. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для уч-ся пед. училищ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2017. - 208с.
30. Шебеко, В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебное пособие. -3-ие изд., переаб. и доп. - М.: Академия, 2018. -192с.