Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время настольный теннис все больше завоевывает популярность среди подрастающего поколения. Его зрелищность, негабаритный инвентарь, простота и доступность правил игры привлекают все больше поклонников. Его можно применять на спортивных праздниках, массовых мероприятий, в системе физического воспитания. Небольшое помещение и хорошее настроение обеспечено поклонникам игры. Современный спорт главной своей задачей ставит построение технологии тренировочного процесса для спортсменов. Этот процесс строится, как многолетний, и он направлен на достижении высших спортивных результатов. Достижения спортсмена строятся на правильном освоении элементов техники, способствующих росту спортивного мастерства.
Актуальность выбранной нами темы зависит от правильного построения тренировочного процесса. Использование тренажеров и технических устройств в подготовки спортсменов позволяют создать недостижимые в естественных условиях режимы выполнения упражнений или их отдельных элементов.
Конструктивные особенности тренажеров предполагают минимальные отклонения от рациональной техники выполнения запланированного двигательного действия.
Объект исследования – тренировочный процесс.
Предмет – использование технических средств в обучении техники игры в настольном теннисе.
Цель работы – на основе теоретического анализа учебно-методологической литературы раскрыть использования технических средств в настольном теннисе.
Цель: анализ обучения техники игры в настольный теннис с применением технических средств.
Задачи:
1. Анализ научной литературы по теме исследования.
2. Дать общую характеристику тренажеров и их классификацию.
3. Раскрыть повышение эффективности учебно-тренировочного процесса в настольном теннисе на основе применения технических средств.
Структура исследования – исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНАЖЕРОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. Технические средства в спорте и их классификация
Тренажеры для физических упражнений – изобретение не сегодняшнего дня. Первыми «спортивными снарядами», которые нам известны, были специально подобранные камни и свинцовые предметы. Они использовались в Древней Греции для физического воспитания воинов, в специальных системах тренировки гладиаторов. Много позднее появились ядрообразные гантели, которые в 19 веке были заменены пластиковыми. В это же время были изобретены так называемые пружинные и резиновые растяжные приборы, которые в различных модификациях сохранились до наших дней. Все эти снаряды применялись в основном с одной целью – развивать силу. В 18 веке были созданы тренажеры для корригирующей гимнастики, а в 19 веке получили развитие аппараты механотерапии, одного из видов лечебной физкультуры, которые давали возможность более точно дозировать нагрузки для восстановления двигательных функций и трудоспособности человека. В 1930 году появились первые комнатные велотренажеры, а с 1960 года выпускаются легкие нажимные и растягивающиеся устройства многостороннего воздействия .
Промышленность освоила выпуск разнообразных тренажеров для оздоровительных целей. Они существенно отличаются от спортивных тренажеров и аппаратов механотерапии как по конструкции, так и по методике использования. На этих тренажерах можно с дозированной нагрузкой заниматься тяжелой атлетикой, бегать на короткие и средние дистанции, тренировать бросковые и боксерские движения, выполнять различные наклоны туловища, повороты, упражнения типа потягивания, а также приседания, выпады, прыжки, махового характера и с элементами расслабления, на координацию и точность движений. Короче говоря, тренажеры дают возможность выполнять многие желаемые, а вернее, наиболее необходимые виды движений, в том числе и такие, которые в обыденной жизни человек не совершает .
Технические средства в спорте – это устройства, системы, комплексы и аппаратура, применяемые для тренирующего воздействия на различные органы и системы организма, для обучения и совершенствования двигательных навыков, а также для получения информации в процессе учебно-тренировочных занятий с целью повышения их эффективности.
Классификация технических средств представлена приложении 1.
Тренировочные устройства – это технические средства, обеспечивающие выполнение спортивных упражнений с заданными усилиями и структурой движений без контролируемого взаимодействия.
Тренажеры классифицируются: по назначению (для развития определенных двигательных способностей, качеств и навыков); по направленности (для освоения геометрии движений, биокинематической или биодинамической структуры); по характеру информационного обмена (с обратной связью, без обратной связи, с использованием звуковых и других каналов связи).
Тренировочные устройства и тренажеры могут быть индивидуального и коллективного пользования, а их воздействие на организм – локальным, региональным или общим.
Тренажеры различают по своему конструкторскому решению. Их технические особенности определяются необходимостью преимущественного развития того или иного двигательного качества или одновременно нескольких.
Например, такие технические устройства, как бегущая дорожка, велогребные тренажеры и им подобные, позволяют направленно развивать общую, скоростную и скоростно-силовую выносливость применительно к своим видам спорта. Различные тяговые устройства, эспандеры, роллеры способствуют развитию динамической силы и гибкости. Используя мини-батут, можно совершенствовать ловкость и координацию движений. Различные по направленности воздействия на организм тренажеры могут быть объединены в одном устройстве. Такие тренажеры называются универсальными. Так, например, с помощью гимнастического комплекса «Здоровье» можно развивать практически все двигательные качества.
Тренажеры классифицируются: по назначению (для развития определенных двигательных способностей, качеств и навыков); по направленности (для освоения геометрии движений, биокинематической или биодинамической структуры); по характеру информационного обмена (с обратной связью, без обратной связи, с использованием звуковых и других каналов связи).
Тренажеры позволяют моделировать разнообразные условия и ситуации. В основу их конструкции могут быть положены различные механические, электрические, логические или информационные процессы. Однако существенно не то, из чего и как сделан тот или иной тренажер, а то, какие биомеханические (психологические и др.) структуры движений он позволяет моделировать .
Таким образом, для современного этапа характерно оснащение тренажерных устройств различными приспособлениями, позволяющими получать количественные и качественные оценки выполняемых упражнений. Срочная информация и экспресс-анализ обеспечивают возможности для реализации в массовом порядке общих схем обучения движениям при индивидуальном подходе к каждому занимающемуся.
Накоплен большой опыт конструирования и использования тренажеров, специально предназначенных для обучения спортсменов, и для физических упражнений людей, занимающихся физкультурой самостоятельно и в группах здоровья.
1.2 Применение тренажеров, приспособлений и устройств в подготовке спортсменов
Накоплен большой опыт конструирования и использования тренажеров, специально предназначенных для обучения спортсменов, и для физических упражнений людей, занимающихся физкультурой самостоятельно и в группах здоровья.
По назначению можно выделить тренажеры для физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки, по структуре – с обратной связью и без обратной связи. Тренажеры с обратной связью могут быть без срочной информации и со срочной информацией, которые, в свою очередь, делятся на одноконтурные и многоконтурные.
Тренажер с обратной связью и срочной информацией – кардиолидер.
Кардиолидер сигнализирует тренирующемуся спортсмену о том, что частота сокращений у него равна заданной тренером программе, выше или ниже. В первом случае упражнение выполняется с той интенсивностью, которая требуется; если частота пульса ниже заданной, нужно увеличить темп или прибавить скорость, а если выше снизить. Формулируя свои задания таким образом, педагог добивается следующего:
1) целенаправленности задания, нацеленности его на совершенствование строго определенных физиологических механизмов спортсмена – именно тех механизмов, которые в первую очередь нужны спортсмену данной специализации (спринтер уделит больше внимания
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амелин, А.Н. Современный настольный теннис /А.Н. Амелин.-М.:Физкультура и спорт,1982.-256 с.
2. Бочаров, С.С. Тренажеры и тренировочные устройства в физическом воспитании и спорте /С.С. Бочаров //Агропромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы. Материалы XIII Международной научно-практической конференции, 2017.-С.267.
3. Гакаме, Р.З. Тренажеры в спорте (Футбол-Регби) . Уч. пособие /Р.З. Гакаме.- Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2017.-32 с.
4. Григорьева, О.А. Применение некоторых мини-тренажеров на уроках физической культуры, как средство мотивации учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/librar. Дата доступа: 28.03.2022.
5. Гулидин, П.К. Тренажеры и тренировочные устройства в физической подготовке спортсменов. Курс лекций. /П.К Гулидин.- Витебск: Издательство «ВГУ им. П.М.Машерова»,2022.-178 с.
6. Дьяченко, Н.А. Системный подход к анализу усилий в локальных упражнений на тренажерах /Н.А. Дьяченко//Олимпийский спорт и спорт для всех.-2016.-С.427.
7. Железнов, А.В., Халанский, Ю.Н. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса по спортивным играм на основе применения тренировочных устройств /А.В. Железнов, Ю.Н. Халанский,-Витебский государственный университет им. П.М. Машерова,2019.-С.102-105.
8. Захарова, Е.О. Развитие прыгучести у квалифицированных волейболистов на основе использования локальных упражнений на тренажерах /Е.О. Захарова //Университетский спорт: здоровье и процветание нации.-2018.-С.234.
9. Лычко С.А. Применение современных технологий в сфере физической культуры и спорта /С.А. Лычко //Двигательная активность, спорт, личность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-Йошкар-Ола.-2017.-С.54.
10. Мартынова, В.А. Тренажеры в спорте: легкая атлетика . Уч .пособие /В.А. Мартынова .-Кубанский государственный университет физической культуры и спрта.2018.-63 с.
11. Ратов И.П., Попов Г.И., Логинов А.А. Биомеханические технологии подготовки. -М.: ФиС, 2007. -118 с.
12. Татарова С.Ю., Татаров В.Б. Роль рекреативных технологий в формировании культуры здоровья студенческой молодежи // Вестник ТГУ. 2014. №1 (129). С. 76-80.
13. Тренажеры для настольного тенниса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stack-sport.ru/articles/trenazhyory-dlya-nastolnogo-tennisa-2 (Дата обращения: 28.03.2022)
14. Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта Учебник /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. - М.: Академия,2014. – 480 с.
15. Шмонин Б.В. Биомеханические технологии подготовки спортсменов/ Б.В. Шмонин, И.П. Ратов, Г.И. Попов, А.А. Логинов// «Серия корифеи спортивной науки». -М.: Физкультура и спорт, 2007.-120 с