Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Одно из ведущих мест, в системе показателей, которые характеризуют эффективность производства и реализации, по праву принадлежит себестоимости продукции. Себестоимость, как качественный показатель отображает все стороны производственной и финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
При производстве продукции важную роль играет не только высокое качество, но и затраты на изготовление продукта. В современных рыночных отношениях именно это определяет конкурентоспособность предприятия и его финансовое состояние в целом.
Себестоимость представляет собой оценку стоимости выпущенной продукции, учитывая затраты на сырье и материалы, энергию и топливо, оплату труда и налоги, и другие издержки.
При правильном анализе себестоимости, предприятие в силах снизить затраты на производство, тем самым увеличить объемы выпуска продукции и получить более высокую прибыль, потому как снижение издержек при производстве поможет предприятию правильно вписаться в экономику региона и страны в целом.
Актуальность данной темы состоит в том, что себестоимость напрямую связана с прибылью предприятия, которая является главной конечной целью каждой организации. В настоящее время, в условиях совершенной конкуренции, предприятие не может просто поднять цены на выпускаемую продукцию, для получения максимальной прибыли, так как покупатель, имея огромный выбор в определенном сегменте рынка, «уйдет» к конкуренту с более низкими ценами. Поэтому каждый раз руководству организаций требуется проводить анализ себестоимости продукции, а так же разрабатывать и внедрять новые методы, направленные на минимизацию издержек при выпуске и реализации продукции и, за счет этого влиять на снижение себестоимости продукции.
Целью написания работы является оценка текущих затрат ООО «Дагестанские новые технологии» и разработка рекомендаций по их снижению
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы анализа текущих затрат фирмы;
- провести анализ текущих затрат ООО «Дагестанские новые технологии»;
- сформулировать пути снижения текущих затрат ООО «Дагестанские новые технологии».
Объектом исследования является ООО «Дагестанские новые технологии».
Предметом исследования являются текущие затраты ООО «Дагестанские новые технологии».
Отдельные вопросы, касающиеся управления себестоимостью продукции предприятия рассматривали такие автора как: И.С. Гукова, В.В. Жильченкова, А.В. Сиволап, В.К.В. Тюрев, Е.А. Шаньшурова, и др. В исследовании И.С. Гуковой предложена разработка практических рекомендаций по повышению эффективности системы управления затратами на предприятии. В работе В.В. Жильченкова исследованы особенности управления затратами на промышленном предприятии в период кризиса.
Для проведения исследования использованы следующие методы: обзор литературы, обобщение, сравнение, анализ, синтез.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по оптимизации себестоимости продукции в ООО «Дагестанские новые технологии».
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
1. Теоретические основы анализа текущих затрат фирмы
1.1 Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия
В любом предприятии при производстве продукции (выполнении работ, услуг) возникают различные затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Эти расходы должны окупаться при реализации продукции. Возмещение расходов за счет полученной выручки обеспечивает непрерывность деятельности предприятия. Поэтому необходимо установить такую цену на продукцию, которая удовлетворит покупателей и обеспечит не только покрытие расходов, но и получение прибыли.
В ходе производственно-хозяйственной деятельности на любом предприятии используется живой и овеществленный труд. Участвуют как работники, так и происходят затраты на сырье и материалы, топливо, электроэнергию, аренду и амортизацию и т.д. Затраты можно определить как используемые в натуральной форме ресурсы, а издержки производства – это те ресурсы, которые используются в стоимостной форме. Себестоимость продукции можно определить как группу всех элементов затрат, каждая из которых влияет на величину производства. На структуру себестоимости имеют непосредственное влияние: характер деятельности предприятия, трудоемкость производства, величина потребляемых материалов и энергоресурсов в зависимости от специфики производства и техническая оснащенность предприятия .
Себестоимость является качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности организации, ее размер зависит от воздействия различных факторов. Чем эффективнее используются производственные ресурсы, тем ниже себестоимость продукции .
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет следующие функции:
- учетную - учет и анализ потребления ресурсов в производственном процессе и реализации продукции;
- расчетную - формирование на предприятии цены на продукцию;
- аналитическую - использование при анализе и расчете прибыли, маржинального дохода, рентабельности и др.
При разделении себестоимости по отраслям, с учетом преобладания определенных элементов в разных сферах деятельности, выделяют:
- материалоемкие отрасли (в основном задействованные материалы и сырье).
- энергоемкие отрасли (отрасли, а которых максимально использованы энергоресурсы).
- фондоемкие отрасли (крупнейший блок в производстве составляют основные фонды).
- трудоемкие отрасли (рабочая сила).
По вариантам подсчета, себестоимость подразделяется на:
- плановую – расчет основан на плановых (бюджетных) нормах периода;
- нормативную – считается на нормы и цены, актуальные на начало периода;
Фактическую – отражает сложившиеся в периоде затраты .
По последовательности формирования различают себестоимость технологическую (операционную), цеховую, производственную и полную.
В таблице 1, представленной на основании предлагаемых Керимовым В.Э. критерием, дается пояснение по каждому из 4 видов расходов, показывая, что каждый из них является большой совокупной группой затрат .
Наибольший удельный вес в расходах организаций составляют затраты на производство и продажу продукции. Совокупность данных затрат составляет себестоимость продукции, которая является одной из основных экономических категорий.
Таблица 1 – Классификация видов себестоимости по последовательности формирования
Классификация затрат организации по различным признакам представлена в таблице 1. Дадим характеристику каждой группе затрат организации. Затраты в первую очередь можно сгруппировать по видам. Затраты организации, связанные с платежами, кредиторской задолженностью, с приобретением активов и другими расходами; с приобретением материально-производственных запасов; нематериальных активов и основных средств; финансовых вложений; затраты, полученные в ходе выполнения технологических, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
В затратах, связанных с осуществлением обычной деятельности или в затратах, связанных с продажей и производством продукции можно выделить затраты формирующие себестоимость продукции, затраты для определения себестоимости и для установления финансового результата от обычной деятельности и затраты на налоги.
Таблица 2 – Классификация затрат организации
Третий вид затрат включает в себя неустойки, пени, штрафы, которые платят за нарушение хозяйственного договора, проценты по различным займам и кредитам, потери от стихийного бедствия, отмененных заказов и иные затраты, которые формируют группу прочих убытков и расходов по обычной и другой деятельности.
Затраты бизнес-процесса – это такие, которые возникают при реализации бизнес-процессов, различных видов хозяйственной деятельности, операций и функций с целью формирования специфической услуги или продукта для внешнего или внутреннего потребителя. Различают затраты основных и вспомогательных бизнес-процессов.
Затраты, которые формируют себестоимость продукции разделяют на такие: калькуляционные, производительные, дискретные (дискреционные) и непроизводственные .
Производственные затраты в своем составе включают затраты связанные с освоением производства продукции, затраты связанные непосредственно с изготовлением и продажей продукции, затраты на управление и организацию производства, затраты, направленные на увеличение качества продукции, затраты на технические, опытно-конструкторские, научные исследования и работы и т.п.
Непроизводственные затраты – это такие затраты, которые возникают при осуществлении производства продукции в виде: потерь от простоев и брака не по вине персонала, порчи и недостачи материальных запасов в пределах норм естественной убыли и иные .
В состав калькуляционных затрат в экономической литературе и на практике входят условные затраты в виде:
- платежей процентов на собственный капитал;
- вложений в бизнес;
- калькуляционной заработной платы собственника фирмы;
- арендной платы за пользование принадлежащим владельцу или его семье имуществом;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Российская газета. – 2011. – № 278.
2. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (ред. от 06.04.2015) // Российская газета. – 1999. – № 22.
3. Ананькина Е. А. Управление затратами : учебник / Е. А. Ананькина, Н. Г. Данилочкина. – Москва : ПРИОР, 2020. – 87 с. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – С. 25.
4. Бондин И.А. Управление затратами: учебник / И.А. Бондин. – Пенза : РИО ПГАУ, 2021. – 230 с.
5. Вахрушина М.А. Бухгалтерский учет в современных бизнес-структурах: монография / М.А. Вахрушина. – М.: Финансовый университет, 2020. – 235 с.
6. Гаджиева А.С. Бухгалтерский учет: учебник / А.С. Гаджиева. – Махачкала: ДГУНХ, 2020. – 157 с.
7. Захаров И.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник / И.В. Захаров. – М.: Издательство «Юрайт» 2021. – 424 с.
8. Захаров Н.П. Анализ финансовой устойчивости предприятия в условиях рынка / Н.П. Захаров, М.А. Ширко // Финансы. – 2021. – № 2. – С. 15-18.
9. Ильин А.И. Планирование на предприятии : учебник / А.И. Ильин. – Москва: Мисанта, 2021. – 59 с.
10. Керимов В. Э. Методы управления затратами и качеством продукции: учебник / В. Э. Керимов. – Москва : Маркетинг, 2020. – 98 с.
11. Комплексный экономический анализ в управлении предприятием: учебное пособие / С.А. Бороненкова, М.В. Мельник. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 352 с.
12. Котлеров С.А. Управление затратами: учебное пособие / С.А. Котлеров – СПб.: Питер, 2019. – 160 с.
13. Пласкова Н.С. Анализ финансовой отчетности, составленной по МСФО: Учебник / Н.С. Пласкова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 272 с.
14. Покорницкая Е. В. Управление затратами как составляющая обеспечения конкурентоспособности организации / Е.В. Покорницкая // Международный научный журнал. – 2021. – № 9. – С. 110-114.
15. Сунгатуллина Л.Б. Бухгалтерский управленческий учет расходов на вознаграждения работников: монография / Л.Б. Сунгатуллина. - М.: Магистр, 2020. - 320 c.
16. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет и отчетность: учебник / Н.Н. Хахонова, И.В. Алексеева, А.В. Бахтеев и др. - М.: Риор, 2021. - 240 c.
17. Черкасова И.О. Анализ хозяйственной деятельности / И.О. Черкасова. – СПБ.: Издательский дом «Нева», 2020. – 192 с.
18. Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / Л.Н. Чечевицина, И.Н. Чуев. – 2-е изд. – М.: Издательство книготорговый центр «Маркетинг», 2020. – 352 с.
19. Чувикова В.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для бакалавров / В.В. Чувикова. – М.: Дашков и К, 2018. – 248 c.
20. Юрченко Т.И. Управление доходами и затратами организации: теория и практика / Т.И. Юрченко, Ю.В. Воронцова // Вестник ГУУ. – 2020. – №11-1. – С. 36-40.